Что такое вальгусное плоскостопие у детей и как его лечить

14 июля 2018
418
0комментариев

Вальгусное плоскостопие у детей – это патология, встречающаяся часто. Отмечается снижение показателя высоты свода стоп, наблюдается изменение давления на подошвы с перераспределением пятки и носка на среднюю часть. Взрослые жалуются на усталость, болезненность при длительных активных играх, дети – на неудобную обувь. При осмотре можно отметить компенсаторный разворот ноги в наружном направлении (вальгус ступней).

Здоровые ножки

Причины появления и симптомы у детей

Среди этиологических факторов развития наружного плоскостопия в детском возрасте выделяют:

  • врожденные аномалии развития тазобедренного, коленного суставов с увеличением угла разворота наружу и увеличением нагрузки на внутреннюю поверхность ступней;
  • слабость ягодичной мускулатуры, связочных структур. При отсутствии должной поддержки идет искривление анатомических структур с перераспределением нагрузки на нижние конечности;
  • после травмы икроножного мускула нога находится в полусогнутом состоянии, отсутствует перекат при ходьбе, компенсаторно стопа становится плоской;
  • малоактивный образ жизни, без должной нагрузки на стопы;
  • отсутствие рационального питания с витаминами, минералами, недостаточны поступление витамина D, плохое усвоение кальция и фосфора;
  • тяжелые инфекционные болезни с нарушением костной ткани;
  • донашивание обуви после старших детей. Подошва стоптана для правильной поддержки ступней.

Клиническая картина отличается следующими симптомами:

  • болезненность, быстрая утомляемость при ходьбе;
  • невозможность быстро бегать;
  • отечность в области щиколотки и голени ближе к вечеру (при отсутствии патологии сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем);
  • развитие воспалительных реакций в смежных суставах с местной реакцией (покраснение, боль, припухлость);
  • при ходьбе малыш косолапит, стирается на обуви во внутренней части (увеличение нагрузки на эту область);
  • ребенку тяжело поставить ноги параллельно.

Степени патологии

Разделяют четыре степени недуга:

  1. I степень (дебют искривления). Угол отклонения плюсневой кости незначителен, не превышает 15-19 градусов, межкостные промежутки расширены равномерно. Проявляется болевым синдромом, отечностью при длительных нагрузках, хорошо поддается консервативной терапии.
  2. II степень (перемещающий свод). Угол отклонения достигает показателей 20-29 градусов, межкостные промежутки значительно расширены, могут быть первые признаки гипертрофии, образования остеофитов. Проявляется ежедневной усталостью и болезненностью в нижних конечностях к вечеру. Терапия при помощи ЛФК, ортопедической обуви, массажа полностью устранит изменения.
  3. III степень. Угол отклонения достигает отметки в 30 градусов, визуально отмечается снижение продольного свода, смещение большого пальца ноги (халюкс вальгус). Появляется симптоматика при малейшей физической нагрузке. Лечение длительное, избежать оперативной коррекции можно при систематическом воздействии.
  4. IV степень. Угол отклонения 30-40 градусов. Визуально стопа полностью плоская, свод неотличим, отсутствует. Дискомфорт при передвижении присутствует постоянно. Консервативное лечение неэффективно, прибегают к оперативному исправлению костных структур стоп.

Осмотр ноги ребенка

Методы лечения вальгусного плоскостопия

Лечение должно быть комплексным. Следует регулярно соблюдать предписания врача, не пропускать занятия с ребенком (за исключением периодов болезни, высокой температуры), выполнять ЛФК в режиме игры, заинтересовав малыша перед занятием. При назначении медикаментозных препаратов не отклоняться от указанной инструкции, не заниматься самолечением. При выполнении таких условий излечение будет более быстрое, пройдет для ребенка незаметно. На 1-2 стадии достаточно лечебного массажа, выполнения физкультуры в домашних условиях.

К перечню возможных методов коррекции относят:

  • лечебный массаж, самомассаж (массаж одним из родителей);
  • применение специальных корректоров, ортопедической обуви;
  • комплекс лечебных упражнений, физиотерапевтические процедуры;
  • налаживание сбалансированного питания с обогащением пищи витаминами и минералами;
  • применение местных процедур (ванночки для ног, хождение босиком, по траве, гальке).

Массаж с грудничкового возраста помогает наладить микроциркуляцию, налаживает суставные сочленения и процесс выработки синовиальной жидкости, расслабляет, укрепляет мышечно-связочные структуры.

Физиопроцедуры применяют во вспомогательных целях для восстановления чувствительности, снятия мышечных зажимов, чтобы избавляться от воспаления и отечности в нижних конечностях. Применяют аппликации из парафина и озокерита, УВЧ, бальнеотерапию, электрофорез.

Ортопедическая коррекция при помощи специальных индивидуально подобранных фиксаторов, супинаторов, стелек, обуви на ортопедической подошве помогает остановить прогрессию недуга, скорректировать уплощение, восстановить, закрепить результат на долгие годы. При помощи изделий можно правильно распределить точки опоры и центр тяжести, снять нагрузку с суставов, сформировать правильную осанку и развитие костей в растущем организме.

Главная роль отводится лечебной гимнастике и родительскому контролю над ежедневным выполнением физических упражнений, у самых маленьких – участие родителя в зарядке для стоп в форме игры. Дети подросткового возраста могут выполнять упражнения самостоятельно.

Среди наиболее эффективных методов воздействия и упражнений выделяют:

  1. Хождение по ортопедическому коврику с различным видом покрытия – шарики, гладкие камешки, зеленая травка, песок. Приспособления имитируют хождение босиком по различным поверхностям.
  2. Передвижение стоп по типу гусеницы. Движение стопой совершается вперед-назад, сгибая стопы в переднем и пяточном отделе, имитируя плавный ход гусеницы.
  3. Упражнение «Мишка». Ребенок попеременно ходит на внутренней, внешней стороне стопы, пытаясь изобразить косолапого медвежонка. Можно сопровождать действие одноименной веселой детской песней.
  4. Наработка моторики пальцев ног. По полу разбрасывают мелкие листочки, ручки, карандаши, ребенок без помощи рук должен собрать все в контейнер.
  5. Хождение на носочках с перекатом в конце на пятку является хорошим при